Почему в СССР двухэтажные троллейбусы и автобусы не прижились?

Двухэтажные автобусы использовались и сейчас используются не только в Великобритании, но и в некоторых городах Европы, Азии и Австралии. Кроме того, в свое время граждане СССР имели возможность познакомиться с ним и оценить все его достоинства и недостатки. С некоторых пор в систему общественного транспорта Москвы включены троллейбусы и двухэтажные автобусы. Некоторые экземпляры выглядят очень обыденно, а другие привлекают внимание. Интересно, как этот вид транспорта появился в СССР, как он выглядел и почему не прижился?

Как в СССР появился первый двухэтажный автотранспорт?

Первый двухэтажный транспорт в СССР появился в 1937 году — это был двухэтажный троллейбус, который морем доставили из Великобритании в Ленинград, после чего отправили в Москву. Однако из-за довольно больших габаритов транспортировка чудо-машины была не из легких. Железная дорога категорически отказалась принять его к перевозке. Поэтому троллейбус пришлось отбуксировать в Калинин (Тверь), где его погрузили на баржу и вскоре доставили в столицу.

Иностранный троллейбус имел металлический кузов, внутри было 74 места для пассажиров. Высота потолков 1,78 м на первом этаже и 1,76 м на втором этаже. Интересно, что дверь для посадки и высадки пассажиров была всего одна, которая находилась в задней части машины. В нем не было входной двери и платформы. Этажи соединялись лестницей. Полная масса троллейбуса составила 8,5 тонны. Однако, несмотря на свои внушительные размеры, троллейбус имел простое и удобное управление. В начале сентября 1937 года троллейбус начал курсировать по столичному маршруту. Его средняя скорость составляла 15,5 км/ч. Всего за 25 дней он успел проехать около 5725 км, и ни одной поломки. Троллейбус быстро стал частью схемы столичного общественного транспорта, поэтому вскоре советские власти решили его скопировать.

Когда был выпущен первый советский двухэтажный троллейбус?

В 1938 году на Ярославском автозаводе началось производство привезенного из Великобритании советского аналога двухэтажного троллейбуса. Советская модель имела аналогичную конструкцию и называлась ЯТБ-3. Для изготовления аналогов использовались только отечественные механизмы и комплектующие. Так что в дальнейшем, в случае поломки, вы устраните проблему с отсутствием необходимых запчастей. ЯТБ-3 был низкоэтажным, поэтому в вестибюль первого этажа не было ступенек. Его длина составляла около 10 метров, а высота – 4,7 метра. В отличие от иностранного прототипа, руль располагался с левой стороны, а двери — с правого борта. Внутри могло разместиться около сотни пассажиров как на сидячих, так и на стоячих местах. На втором этаже была специальная кнопка, с помощью которой можно было подать звуковой сигнал водителю. Кстати, со второго этажа открывался отличный вид, поэтому можно было легко рассмотреть все достопримечательности города. Но стоять на втором этаже для высокого человека было затруднительно, поскольку стоячие места ограничивались достаточно низкими потолками. Винтовая лестница, которая шла на второй этаж была очень крутая и не очень удобная.

Кроме того, у троллейбуса были и другие недостатки. Во-первых, аналог в отличие от прототипа был тяжелее на 2 тонны, что впоследствии повлияло на скорость и плавность торможения. Во-вторых, высота обычной линии для ЯТБ-3 была слишком низкой, поэтому её пришлось приподнять. В-третьих, троллейбус получился очень неповоротливым, особенно на узких участках дороги. Его максимальная скорость составляла 55 км/ч, но на практике ЯТБ-3 ездил очень медленно  и постоянно тормозил поток, создавая при этом кучу проблем на дороге. Кроме того, когда появлялся гололед, пользоваться данным видом транспорта было и вовсе опасно, поскольку троллейбус заносило и постоянно раскачивало на дороге. Вскоре пассажиры стали этого очень бояться и пытались воздержаться от таких поездок. К счастью, за весь период эксплуатации ЯТБ-3 не было зафиксировано ни одной аварии. В военное время большинство троллейбусов разобрали на металлолом. В 1944 году осталось всего три такие машины, которые вновь начали работать на маршруте. Однако, два троллейбуса проработали только до 1948 года, а третий был отправлен на стоянку в 1953 году.

Вторая попытка

В 1959 году на советских дорогах снова появился двухэтажный общественный транспорт. Но на этот раз это были не троллейбусы, а автобусы. В столицу из ГДР доставили двухэтажные автомобили: два автобуса Büssing D2U, Do 56 и двухэтажный пассажирский прицеп для тягача ДС-6. Кстати, два автобуса, привезенных в столицу, поддержали, потому что даже эмблемы берлинской транспортной компании не содрали. Все три машины изначально ехали по маршруту №111 от МГУ до пл. Свердлов. Маршрут был выбран не случайно, он проходил по широким улицам и включал в себя два знаковых объекта: Кремль и МГУ. Поэтому этот маршрут был больше экскурсионным, чем обычным. Но чуть позже автобусы отправили по другому маршруту от площади Свердлова до аэропорта Внуково.

К сожалению, двухэтажные автобусы, как и троллейбусы, имели ряд существенных недостатков, которые быстро выявились в процессе эксплуатации. Автобусы были очень неуклюжими, как и троллейбусы. Особенно это было заметно на узких участках дороги. На поворотах автобус часто заносило боком, и он пытался перевернуться. Ситуацию существенно усугублял гололед, который наводил ужас на пассажиров и создавал риск аварии на дороге. Кроме того, у Do S6 был дополнительный недостаток — недостаточная эффективность торможения. Кроме того, все три автомобиля были уникальными в СССР, поэтому в случае любой поломки, даже самой незначительной, достать подходящую запчасть было нереально. Поэтому из-за существенных недостатков, отсутствия запасных частей и износа в 1964 году двухэтажные автобусы были списаны и отправлены на слом.

Вывод

Двухэтажный городской транспорт в советское время всегда был чем-то необычным и скандальным. Однако из-за многочисленных недостатков и неподходящего сурового климата покушение на такие машины не увенчалось успехом. К сожалению, ни одна из машин, работавших в то время в Москве, до наших дней не сохранилась, остались только старые фотографии. Кстати, один из двухэтажных автобусов снимался в фильме 1962 года «Я купил папу». Сегодня двухэтажные автобусы можно увидеть и на улицах Москвы. Как и во многих странах, они водят туристов на экскурсионные туры. Эти автобусы обычно окрашены в яркие цвета, что радует глаз, но не используются на обычных маршрутах.

Подпишитесь на наш канал ГИБДД-ДПС.РФ