Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 09vezdehod_1170.jpg
Лето 2022 года оказалось урожайным не только на грибы и ягоды, но и на новинки вездеходной техники. Последние разработки болотоходов, снегоходов, амфибий и других универсальных транспортных средств для бездорожья российские производители представили на VIII международном военно-техническом форуме «Армия».
Несмотря на активное строительство новых платных автобанов и реконструкцию старых федеральных трасс, большая часть России по-прежнему не имеет дорог с твердым покрытием. Поэтому тема вездеходов в нашей стране не теряет актуальности. Ежегодно в этом сегменте появляются новые игроки, а компании, уже зарекомендовавшие себя на рынке, представляют новые и обновленные модели. О них мы расскажем в нашем обзоре.

БЕСШУМНЫЙ РАЗВЕДЧИК

Год назад Технополис «Эра» уже демонстрировал опытный электромобиль для разведки и скрытого материально-технического снабжения передовых армейских подразделений. В 2022 году настал черед демонстрации опытного внедорожного военного электрокара (4х4) в модернизированном варианте. В нем по-прежнему только два места для военнослужащих, зато учтены замечания потенциальных заказчиков и проведена соответствующая доработка.

Это изображение имеет пустой атрибут alt; его имя файла - 09vezdehod_1170.jpg
Опытный электромобиль (4х4) Технополиса «Эра» 2022 года создан для разведки и скрытого снабжения передовых подразделений.

В частности, изменен дизайн экстерьера и повышен функционал. Бортовая система ВИЭ-генерации стала мощнее прежней в три раза! Это повысило вездеходные качества бесшумного разведчика и увеличило его автономность. В кормовой части кузова появились вместительные багажные отсеки. Полезная нагрузка для перевозки боеприпасов, амуниции, пайков и других легких грузов может быть увеличена за счет отказа от второго члена экипажа.

Преимущества новинки очевидны: бесшумность, возможность подзарядки через солнечные батареи, незаметность для тепловизоров и хорошая проходимость.

«ПИКАП-МАКС» ОТ «SEVER TRUCKS»

Компанию «Sever Trucks» еще в 2013 году в городе Саянске Иркутской области основал заядлый рыбак и охотник Андрей Якуба. В том же году был создан первый экземпляр снегоболотохода, в 2014‑м — второй, а в 2015‑м построили 13 ед. в 2016 году производство перенесли в Красноярск.

Сегодня в производственной линейке есть двухосные модели 4х4: «Егерь» (от 4,7 млн руб.), «Профи» (от 5,95 млн руб.), «Турист» (от 6,3 млн руб.), а также трехосные 6х6: «Профи-Макс» (от 8,35 млн руб.) и «Пикап-Макс» (от 8,55 млн руб.). Модель вездехода «Север-3360 Пикап-Макс» габаритами 6750х2500х2805 мм и массой 4600 кг является новинкой, и в выставочном варианте стоит 10 млн 663 тыс. 750 руб. У него закрытая 5‑местная кабина, открытая бортовая платформа грузоподъемностью до 2000 кг, дизельный двигатель Cummins ISF 3.8 мощностью 152 л. с. и механическая коробка передач. В конструкции применяются мосты ЗИЛ-131 и ГАЗ-66, 120‑литровый топливный бак.

Сделано в России: новинки вездеходов 2022 года
Новинка сезона — вездеход «Север-3360 Пикап-Макс» — в выставочном варианте стоит 10 млн 663 тыс. 750 руб.

ФЛАГМАНСКИЙ «ТРЭКОЛ ХАСКИ»

Образованная в 1988 году научно-производственная фирма «ТРЭКОЛ» ежегодно производит 350 ед. внедорожных транспортных средств в год. В настоящее время (на середину сентября) общий выпуск за все годы составил 5212 ед. Подобно тому, как нижегородская «ГАЗель» дала название целому классу малотоннажных грузовиков, слово «Трэкол» стало термином для снегоболотоходов на шинах сверхнизкого давления (0,15…0,65 кг/см2).

Новинка 2022 года — флагманская восьмиместная модель «Трэкол Хаски» габаритами 6880х2550х3110 мм и собственной массой 4000 кг. Она получила закрытый утепленный трехдверный кузов из алюминиевого сплава, шины размерностью 1600х700‑635 мм, 210‑литровый топливный бак, способность перевозить грузы массой до 2000 кг на плотных грунтах и 1500 кг на слабонесущих грунтах и на плаву.

Модель создана для круглогодичной эксплуатации, способна преодолевать водные преграды за счет водоизмещения колес и при дорожном просвете 550 мм обладает завидной проходимостью. «Хаски» обладает короткой колесной базой 2770+1760 мм, что позитивно сказывается на движении по бездорожью. Высокой проходимости способствуют короткий передний и задний свесы величинами 1120 и 1230 мм соответственно.

Эксплуатационные возможности обеспечивает наддувный дизельный двигатель Hyundai D4BH рабочим объемом 2476 см3. Он выдает на-гора мощность 100 л. с. при 3800 об/мин и создает максимальный крутящий момент 225 Нм при 2000 об/мин. В силовой линии применяется механическая 5‑ступенчатая коробка передач, 2‑ступенчатая раздатка, а также межосевой дифференциал с принудительной блокировкой. Для управления этим вездеходом требуется удостоверение тракториста-машиниста категории «All» для внедорожных транспортных средств. А стать обладателем «Трэкол Хаски» можно, заплатив за новинку от 8 млн руб.

Сделано в России: новинки вездеходов 2022 года
Флагманскую модель снегоболотохода «Хаски» (6х6) от НПФ «Трэкол» можно приобрести по цене от 8 млн руб.

НОВЫЙ БРЕНД: «АРХАНТ»

В линейке новинок 2022 года достойное место занимает компактный поисково-спасательный снегоболотоход Arkhant N (4х4). Он презентован на стенде МЧС РФ как новый бренд «Архант», пришедший на смену «Шерп» (Sherp). Точнее, это следствие отделения российской компании ООО «Шерп» от бизнеса украинских владельцев (до июля 2021 года) Владимира Школьника и Сергея Самохвалова. После этого владельцем компании стала гражданка РФ Екатерина Гаврилина, а с 18 марта 2022 года — гендиректор Эдуард Павлов.

Полноприводный «Архант N» (4х4) разработки питерского конструктора Алексея Гарагашьяна при скромных габаритах обладает грузоподъемностью 1000 кг. Он обладает кузовом с брезентовым тентом, покоряет расстояния с максимальной скоростью 40 км/ч по суше и 6 км/ч по воде. В розничную продажу новинка массой в базовой комплектации 1600 кг поступит как с бензиновым, так и с дизельным двигателем. Первый производят в Санкт-Петербурге, второй импортируют из Китая — это мотор Kubota с потенциалом мощности 85 л. с. Ранее на питерские вездеходы ставили японский дизель и механическую трансмиссию. Теперь будет однолитровый китайский мотор, агрегатированный с бесступенчатым вариатором.

Под новым брендом «Архант» планируется воспроизводить не только ранее освоенные в производстве модели, но и создать семейство ранее не выпускавшихся снегоболотоходов для охоты, рыбалки поисково-спасательных работ, патрулирования труднодоступных мест в заповедниках, заказниках и других природоохранных зонах. Ключевое преимущество нового «Арханта» с пластиковым кузовом по сравнению с аналогичной моделью «Шерп» с алюминиевым кунгом заключается в стоимости: 5 млн руб. против 10 млн руб. При этом эксперты оценивают потенциальный спрос на упрощенную версию вездехода в несколько десятков экземпляров в год. Дело в том, что для личных целей он недостаточно комфортабелен, а для спасателей обладает малой вместимостью и невысокой грузоподъемностью.

Сделано в России: новинки вездеходов 2022 года
Дебютант 2022 года — малогабаритный поисково-спасательный снегоболотоход Arkhant N (4х4).

«ЛЕШИЙ» ИЗ САРАТОВА

Полноприводную колесную плавающую машину-амфибию «Леший» НПП «Солитон» из г. Саратова позиционирует как универсальное транспортное средство для разных сфер применения. Например, в качестве патрульного ТС для лесных хозяйств, спасательного транспорта для паводковых зон, экспедиционно-туристического обслуживания, технологического сервиса промышленных объектов. В 2023 году появится модификация для борьбы с пожарами в лесных массивах.

У «Лешего» полной массой 5500 кг идеальная развесовка по осям: 50х50 %. Полезная нагрузка вполне достаточная для характера транспортных задач — 2500 кг. «Леший» (4х4) с водоизмещающим стальным сварным корпусом и шинами КИ-126 или «Арктиктранс» размерностью 1300х700 R20 способен передвигаться по воде с помощью водомета и обладает большим плечом автономного хода. При длине 5700 мм, ширине 2350 мм, высоте 2800 мм он предоставляет полезный объем в 15 м3, рассчитан на экипаж 8+1 человек и может передвигаться по дорогам общего пользования без специального разрешения. Допустимый крен при движении и угол въезда составляют по 30 градусов. На воде с осадкой 1,2 м он способен передвигаться со скоростью 12 км/ч, а на шоссе — в восемь раз быстрее (100 км/ч). На скорости 80 км/ч 2,8‑литровый дизельный двигатель «Лешего» мощностью 150 л. с. расходует 14 л/100 км. Запас хода полноприводной амфибии с двумя 75‑литровыми баками составляет внушительные 900 км!

Сделано в России: новинки вездеходов 2022 года
«Леший» (4х4) представляет собой универсальное транспортное средство — полноприводную амфибию разработки НПП «Солитон» из г. Саратова.

ГУСЕНИЧНЫЙ «ПЛАСТУН»

На стенде «Промсвязьбанка» и не на улице, а в павильоне (!) демонстрировалась выкрашенная в оранжевый цвет универсальная транспортная платформа на гусеничном ходу под названием «Пластун». Это новинка созданной 19 марта 2021 года в Новосибирске компании ООО «Русские вездеходы Пластун». Возникновению нового производителя покорителей бездорожья предшествовала работа группы специалистов завода «Азия Авто» из Казахстана. Для справки: в период 2002–2020 гг. это предприятие произвело 190 тыс. легковых автомобилей. Его деловыми партнерами были «АВТОВАЗ», УАЗ, General Motors, KIA Motors, Skoda Auto.

Гусеничный спасательный вездеход «Пластун» обладает высокой проходимостью, что подтверждено результатами испытаний. В частности, он легко переезжает через препятствия высотой до 0,6 м и преодолевает ямы шириной до 1 м. Ему нипочем рвы с уклоном стенки до 30 градусов и боковой крен такой же величины. Вездеход способен подниматься в горки крутизной 40 градусов и спускаться по поверхности в 45 градусов к линии горизонта. Где мощности двигателя и сцепления с грунтом для подъема в гору не хватает, можно применить электрическую лебедку.

В конструкции «Пластуна» применяются узлы и агрегаты от выпускавшейся в России техники альянса Renault-Nissan-Mitsubishi. Уникальный элемент конструкции — резиновая гусеница из специального прочного и износостойкого состава. У вездехода полностью независимая энергоемкая длинноходная подвеска, позволяющая с приемлемым уровнем комфорта покорять бездорожье. В кабине применяется управление автомобильного типа, что упрощает эксплуатацию. Добрых слов заслуживает удобство сервисного обслуживания и ремонтопригодность. Правда, для подготовки к сезонному использованию и проведению планового ТО нужно готовиться заранее, сообщая об этом на дилерскую станцию за полтора-два месяца.

Сделано в России: новинки вездеходов 2022 года
Универсальная транспортная платформа на гусеничном ходу представляет собой новинку созданной 19 марта 2021 года в Новосибирске компании ООО «Русские вездеходы Пластун».

АПГРЕЙД «ЛАБОРАТОРИИ ВЕЗДЕХОДОВ»

Его родная стихия — топкое болото, жирная грязь, рыхлый песок, скользская глина, скалистый грунт, открытая вода, природный лед. Покоритель разных сред — новый комфортабельный вездеход-амфибия BigBo с 5‑местным кузовом из нескольких видов материалов: стали, алюминия, пластика, нержавейки. Его комплексный апгрейд был проведен в 2021 году, а широкой публике новинка представлена в 2022‑м.

При габаритных размерах 3650х2520х2520 мм его полная масса укладывается в 2000 кг. Кузов со съемной крышей и сдвижным люком может быть двух вариантов. Первый — лодка из стали с антикоррозийным покрытием цинком Cerberus, верхней частью и каркасом остекления из алюминия, покрытием краской «Бастион». Второй — практически то же самое, только основа кузова сделана из нержавеющей стали, а товарный вид придан краской Raptor. Дорожный просвет в любом варианте составляет 560 мм.

В конструкции применено несколько новых решений. В частности, это другая, более информативная приборная панель. В ней появилась световая индикация датчиков, предупреждающих о неисправности. Кнопки снабжены понятными пиктограммами, что ускоряет время реакции. К приборной панели можно подключить планшет, на который выводится вся важнейшая информация, включая цифровые карты для спутниковой навигации.

Сдвижное переднее боковое окно выполнено из сталинита, а ранее применялся не открывающийся вклеенный блок из поликарбоната. В открытом положении новые окна удерживают два газонаполненных амортизатора, позволяющих в таком положении перемещаться по ухабам и кочкам. Фронтальное ветровое стекло из двух половинок теперь из толстого триплекса, который не так царапается, как применявшийся ранее поликарбонат.

Салон проложен тепло- и шумоизоляционными материалами и обшит морским кожзаменителем, устойчивым к УФ-излучению и воздействию морской воды. Нижняя часть салона герметично прорезинена и представляет собой герметичную ванну. Все элементы управления и электрооборудование имеют влагозащитное покрытие. Внутри закреплены пять мест с ремнями безопасности. Предусмотрена регулировка руля и передних кресел с высокой спинкой. В базовом оснащении идут кондиционер, отопитель Webasto, аудиосистема JBL. Кроме пассажирской зоны предусмотрен багажный отсек с проемом заднего борта шириной 1120 мм.

Новинка комплектуется 4‑цилиндровым дизельным двигателем Hyundai рабочим объемом 1600 см3 и мощностью 128 л. с. и автоматической 6‑ступенчатой коробкой передач. Настоящее благо для водителя и пассажиров — пневматическая подвеска колес, обутых в бескамерные шины сверхнизкого давления размером 1580х540 R24. На них BigBo 2022 модельного года способен развивать максимальную скорость в 56 км/ч и перевозить до 1000 кг груза. Амфибия комплектуется 120‑литровым топливным баком. При заявленном расходе 7 л/100 км запас хода должен составлять до 1700 км.

«АВРОРА» КУРГАНМАШЗАВОДА

Широкая модернизация — термин, применимый к новинке 2022 года под названием ТМ-140А «Аврора». Это улучшенный вариант транспортной машины ТМ-140 — универсальной грузовой платформы «Курганмашзавода» на гусеничном ходу. В дни проведения форума «Армия-2022» она экспонировалась на открытом стенде «Высокоточных комплексов».

На первом этапе «Аврора» обрела дополнительную тепловую защиту и противошумную изоляцию, мощный кондиционер, а также автономный воздушный и зависимый жидкостный отопители. Улучшено оформление комфортабельной кабины из композитных материалов. На втором этапе существенную переработку пройдет ходовая часть гусеничной машины. Третий этап должен стать самым объемным. Он предусматривает рокировку силового агрегата: вместо старого доброго атмосферного дизеля ЯМЗ-236 потенциалом 195 л. с. подкапотное пространство займет более современный, экономичный и производительный ЯМЗ-536 мощностью 312 л. с. Конструкторы планируют имплантировать 6‑ступенчатую гидромеханическую трансмиссию с полуавтоматическим переключением передач. Заодно в планах использовать гидрообъемный механизм поворота. Последняя мера позволит снизить потребление топлива и увеличить среднюю скорость движения. В новой редакции гусеничная «Аврора» способна развивать максимальную скорость 45 км/ч по шоссе и 4 км/ч на плаву.

Шестиместная кабина (+ водитель) и МТО модернизированной «Авроры» изготовлены из высокотехнологичных полимеров. В ней можно организовать три полноценных спальных места. Обновленная модель позволяет в условиях пересеченной местности и бездорожья перевозить до 4000 кг груза. Расширить возможности новинки позволяют опции, и среди них: ремонтный и пассажирский модули, кран-манипулятор и сварочный генератор. Упростить обслуживание позволяет централизованная система смазки блоков подвески, а уровень безопасности поднимает автоматизированная система пожаротушения. На заказ устанавливаются электрическая лебедка, суперконденсатор и система мониторинга ГЛОНАСС/GPS.

Сделано в России: новинки вездеходов 2022 года
Гусеничная ТМ-140А «Аврора» — улучшенный вариант транспортной машины ТМ-140, универсальной грузовой платформы «Курганмашзавода».

ЗАВОЛЖСКИЙ «АЛЕУТ»

Заволжский завод гусеничных тягачей, входящий в состав «Группы ГАЗ», еще 10 лет назад приступил к производству многоцелевого снегоболотохода ГАЗ-3344. Позже был открыт проект «Коробочка», в рамках которого велись работы по созданию вездехода для зон со сложным ландшафтом и особо суровым климатом. Доработанная версия двухзвенного гусеничного, снегоболотоходного, плавающего транспортера-тягача ЗЗГТ 3344‑20 получила собственное имя «Алеут». Его конструкцию и комплектацию пересмотрели с учетом потребностей частей Минобороны, и приняли на снабжение Вооруженных Сил. Первые серийные машины поступили в береговую охрану войск Северного флота, а теперь «Алеут» ориентирован и на экспорт.

Основное назначение ЗЗГТ 3344‑20 — перевозка личного состава, ограниченного количества боеприпасов и легких военных грузов. Транспортер может быть командным пунктом, санитарным транспортом, передвижной радиостанцией и т. п. Его снаряженная масса составляет 11 000 кг, а полная масса достигает 14 000 кг. В первом звене можно перевозить 750 кг груза или пятерых человек, во втором — 2250 кг или до 15 человек. Конструкция допускает полную массу буксируемого прицепа в 4000 кг. Компактные габариты 9890х2430х2755 мм позволяют «Алеуту» уверенно маневрировать на местности. Его внешний радиус поворота по наружному концу переднего бампера укладывается в 10 метров, а дорожный просвет в 350 мм (с полной нагрузкой) гарантирует хорошую проходимость. В базовой комплектации предусмотрена электрическая лебедка с тяговым усилием 8 т.

Выставочный экземпляр был укомплектован 240‑сильным дизельным двигателем с максимальным крутящим моментом 784 Нм (ранее использовался 190‑сильный ЯМЗ-53402‑10). С ним агрегатирована автоматическая КП с пятью передачами вперед и одной назад. Запас хода по шоссе может достигать 450 км. «Алеут» рассматривается как альтернатива армейским грузовикам в удаленных районах с ограниченной транспортной доступностью.

Сделано в России: новинки вездеходов 2022 года
ЗЗГТ 3344‑20 «Алеут»: двухзвенный гусеничный снегоболотоходный плавающий транспортер-тягач Заволжского завода гусеничных тягачей — модернизированная версия модели ГАЗ-3344.

ГИБРИД И ДРУГИЕ РАЗРАБОТКИ

Нижегородский завод транспортно-технологических машин и ООО «Специальные проекты машиностроения» представили инициативную инновационную разработку с применением гибридных технологий. Речь о многоцелевом гусеничном шасси СПМ-5906ЭТ на базе гусеничного снегоболотохода ТТМ-5906 габаритами 6930х3150х2800 мм. При снаряженной массе 13 000 кг он обладает грузоподъемностью 5000 кг. Для перевозимых предметов предусмотрена грузовая платформа длиной 3050 мм и шириной 2700 мм. Машина способна развернуться на месте, развить скорость 50 км/ч на суше и 5 км/ч на воде. Главная особенность новинки — гибридная энергоустановка. Она включает дизельный двигатель КАМАЗ-740.60‑360 мощностью 265 кВт (360 л. с.) и тяговый генератор мощностью 210 кВт. Электромеханическая трансмиссия представляет собой два тяговых электродвигателя потенциалом по 110 кВт каждый и согласующий редуктор.

Сделано в России: новинки вездеходов 2022 года
Многоцелевое гусеничное шасси СПМ-5906ЭТ на базе гусеничного снегоболотохода ТТМ-5906 габаритами 6930х3150х2800 мм.

Других вездеходов-амфибий насчитывалось с полдюжины, только не все они являются новинками 2022 года. Например, «Русак» К-8/39941 (8х8/4) Завода механических трансмиссий Группы компаний КОМ предстал в новой окраске кузова и слегка измененном интерьере. Конструктивных новшеств в нем не добавлено. Год назад эта модель экспонировалась в апельсиновом цвете, теперь — в камуфляже.

Впрочем, для большинства потребителей важна не столько степень новизны вездеходной техники, сколько ее потребительские свойства, надежность конструкции, долговечность, ремонтопригодность и не в последнюю очередь — ценовая доступность. При наличии всех этих качеств продукт может рассчитывать на настоящий коммерческий успех!

Сделано в России: новинки вездеходов 2022 года
«Русак» К-8/39941 (8х8/4) Завода механических трансмиссий Группы компаний КОМ предстал в камуфляжной окраске кузова.
Сделано в России: новинки вездеходов 2022 года
Снегоболотоход-амфибия Fenix (4х4) размерами 3100х2500х2200 мм от компании «Мобидик» обычно применяется с одноосным или двухосным прицепом различного назначения.
Сделано в России: новинки вездеходов 2022 года
Специальная гусеничная бронированная пожарная машина модели 575А массой 60 тонн изготовлена на Омском заводе транспортного машиностроения по заказу Минобороны РФ. Имеет запас воды и огнетушащих средств в объеме 25 м3 и дальность подачи 100 метров.
Сделано в России: новинки вездеходов 2022 года
В обширном семействе вездеходов «Бурлак» 6х6 выделяются промышленные модификации с буровой установкой УБГМ-1М и с кран-манипуляторной установкой.

Подпишитесь на наш канал ГИБДД-ДПС.РФ

You May Also Like

Чем гибриды отличаются от электромобилей и что из них предпочтительнее

До начала XXI века все автомобили приводились в движение исключительно двигателем внутреннего…

Mercedes-Benz начнёт массовый выпуск электромобилей нового поколения с середины десятилетия

Сейчас эксперименты Mercedes-Benz по совершенствованию потребительских качеств электромобилей, как можно судить по…

Илон Маск заявил, что производители электромобилей Rivian и Lucid движутся к банкротству

  Один из автоэкспертов недавно уже выразил мнение, что электромобили молодой американской…

что можно купить и сколько они стоят

Китайцы предлагают огромный выбор электрокаров. Есть ультрабюджетные модели по цене айфона, а…