Китайские электромобили прокладывают себе путь на европейские рынки.
XPeng объявила о своих первых поставках в Норвегию в октябре 2020 года. Примерно в то же время Джон Фелькер, опытный автомобильный обозреватель, управлял электрическим седаном P7 компании и назвал его чертовски хорошим — он обладал «возможно, 75 процентами функций и возможностей Тесла», и в то время на нее приходилось около 50 процентов цены. (Возможно, это уже не так, благодаря недавнему снижению цен Tesla, но цены китайского бренда по-прежнему заманчивы.)
Два года спустя китайские электромобили XPeng, BYD и MG стали обычным явлением на улицах Осло (не говоря уже о моделях Volvo и Polestar, принадлежащих китайской фирме Geely).
Как известно каждому наблюдателю за Китаем, сильное стремление страны к электрификации связано не только с очисткой удушливого загрязнения воздуха, но и с усилением влияния на глобальную автомобильную промышленность. Китай уже много лет производит достойные автомобили, но большинство покупателей, в том числе и китайцы, похоже, предпочитают более престижные бренды, такие как Mercedes и BMW (и, по непонятным причинам, Buick). Однако, наблюдая, как западных автопроизводителей с пинками и криками втягивают в электрическую эру, китайские промышленники увидели возможность и воспользовались ею.
Китайский автомобиль, возможно, никогда не будет таким стильным, как Porsche, или модным, как Tesla, но в бюджетных сегментах есть несколько миллиардов покупателей, которые западные производители электромобилей по-прежнему в основном игнорируют.
Одним из тех, кто бьет тревогу, является генеральный директор Stellantis Карлос Таварес. «Разница в цене между европейскими и китайскими автомобилями значительна», — сказал он. «Если в текущей ситуации ничего не изменится, европейские покупатели из среднего класса будут все чаще обращаться к китайским моделям».
Таварес, по-видимому, видит в правилах ЕС по выбросам часть проблемы. «Европейское регулирование гарантирует, что электрические автомобили, произведенные в Европе, будут примерно на 40 процентов дороже, чем аналогичные автомобили, произведенные в Китае», — сказал он, добавив, что автомобильную промышленность региона может постичь такая же безрадостная участь, как и европейскую индустрию солнечных панелей.
Таварес видит два пути развития: протекционизм, который не понравится немецким автопроизводителям, которые ведут большой бизнес в Китае; или решающее сражение. «Если оставить европейский рынок открытым, то у нас нет выбора: мы должны воевать с китайцами напрямую. И это относится ко всей автомобильной цепочке ценообразования».
Однако «это неизбежно приведет к непопулярным решениям», под которыми он, несомненно, подразумевает сокращение рабочих мест и перенос заводов в регионы с более низкими издержками. «Если в Европейском союзе ничего не будет сделано, будет ужасная борьба», — сказал он.
Так вот, г-н Таварес раньше был скептиком EV, и у него есть история тонко завуалированных призывов к государственным субсидиям. Но это не делает его слова неверными. Мы можем спорить о том, достаточно ли делают ЕС и национальные правительства для поддержки перехода, но нет никаких сомнений в том, что автопроизводителям нужно начать предлагать больше недорогих электромобилей (и не только в Европе — китайцы также присматривают за рынком США).
«Мы не знаем, как производить маленькие автомобили с доступными аккумуляторами, а Китай знает это», — сказал Патрик Коллер, генеральный директор французского поставщика Forvia, на пресс-конференции CES. Частью проблемы является высокая стоимость аккумуляторов — небольшие городские электромобили могут стоить в Европе примерно на 10 000 евро (10 600 долларов США) дороже, чем в Китае, указал Коллер.
Не все варвары у ворот европейских автопроизводителей родом из Китая — глядя на данные о продажах Model Y в Европе, можно утверждать, что Tesla представляет большую угрозу для европейских производителей, чем все китайские бренды вместе взятые. С другой стороны, когда речь идет о недорогих городских автомобилях, Tesla представляет собой меньшую угрозу. К счастью, выигрышная стратегия для борьбы с обеими этими угрозами одна и та же: автопроизводителям нужно начать производить более привлекательные электромобили по бюджетной цене и рекламируя их.